Цветовая палитра: определяем основные и дополнительные цвета
Всем хорошо известно о том, что существует три цвета, которые принято называть основными. Ими являются желтый, красный и синий цвет.
Роль дополнительных цветов в палитре играют зеленый, фиолетовый и оранжевый. Эти шесть цветов являются базой.
Смешивая их друг с другом, можно получить любой цвет, и даже оттенок. Но есть одна проблема.
Дело в том, что это только в теории получение нужного оттенка при смешивании двух и более цветов является необратимым результатом.
В действительности все несколько сложнее. Поскольку предугадать результат не так просто, как показала практика.
Происходит подобное вовсе не из-за того, что человек неправильно рассчитывает количество материала для смешивания. Есть другие аспекты, о которых, как правило, мало кто задумывается.
Чтобы понимать, почему так происходит, необходимо сначала определиться с тем, что представляют собой краски.
Краски – это смесь, которая состоит из самого пигмента и основы, выполняющей связующую роль.
Иными словами, свойства красок могут меняться в зависимости от того, что именно заложено в них в качестве основы. Это могут быть масляные, анилиновые, акриловые и другие краски.
У всех перечисленных видов красок основа отличается. Поэтому при смешивании и результат будет отличаться.
Немалую роль играет и то, какая фирма производит краску. Многие мастера замечали, что при смешивании красок разных производителей, результаты сильно разнятся.
Именно по этой причине предпочтительно использовать краски, которые были произведены одной и той же компанией. Тогда со временем мастер будет понимать, какой результат ожидать.
Как получить дополнительные цвета?
Основная цветовая палитра достаточно бедна. И поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня большой спрос возникает на дополнительные цвета, которые выглядят красиво и интересно.
И если случилось так, что в магазине нет такого колера, который понадобился или в случае, если осталась краска двух цветов, то можно включить режим волшебника.
А что делают волшебники? Правильно, колдуют! Итак, чтобы получить дополнительные цвета, нужно смешать такие краски:
- если смешать красный и желтый цвета, то можно получить оранжевый;
- для получения фиолетового цвета достаточно разбавить красную краску синей;
- зеленый удастся получить путем смешивания желтого и синего цвета.
Обратите внимание на одну важную деталь. Для получения вышеуказанных цветов при смешивании нужно использовать равные пропорции красок
Но данная рекомендация актуальна лишь в том случае, если нужно получить стандартный оттенок. Изменить его глубину возможно. Но для этого нужно экспериментировать с пропорциями.
Если говорить об оттенках, то тут всегда все непросто. Поскольку далеко не всегда можно получить тот результат, который указан в таблице цветов и вариантов их смешивания.
Например, следуя логике, для получения фиолетового цвета нужно смешать красный и синий. Но может случиться так, что вместо фиолетового получится цвет грязи.
Это происходит по той причине, что красный цвет может содержать в себе желтый.
Разумеется, это может быть только в том случае, если сам красный не является основой, а был получен в результате смешивания.
Цветовой круг: советы, как его сделать
Цветовой круг можно сделать собственными руками. Он помогает сориентироваться в том, какие цвета следует смешивать, чтобы получить нужный оттенок.
Именно это и является причиной того, что сегодня многие желают обзавестись подобным девайсом. И покупать его совершенно необязательно. Можно просто сделать его с помощью простых манипуляций.
- Рисуем обычный круг.
- Делим фигуру ровно на 12 частей.
- В том месте, где находятся вершины треугольника, окрашиваем сектора в цвета, которые являются основными.
- Те цвета, которые будут являться производными основных, следует расположить в центре сектора. Они должны находиться рядом с теми цветами, производными которых являются.
- Справа и слева от производных цветов нужно расположить оттенки. Добавлять следует те оттенки, которые будут получены вследствие смешивания с соответствующим компонентом.
Вот цветовой круг и готов. В будущем данную схему можно использовать при работе с красками и их смешиванием.
Но важно помнить о том, что создавать такой круг имеет смысл лишь в том случае, если мастер работает с красками от одного производителя
Выше в статье упоминалось о том, что при смешивании красок от разных фирм можно получить совершенно разный результат.
Следовательно, в таком случае данный круг будет попросту бесполезен. Но подобное не означает, что нельзя экспериментировать.
Смешивая краски от разных производителей, можно найти совершенно уникальный по глубине своей оттенок.
Поэтому отказываться от таких экспериментов тоже не стоит. Просто в таком случае нужно стараться запомнить, какой именно результат был получен.
Как сделать цвет кожи гуашью?
Смешиванием различных оттенков можно сделать цвет кожи идеально точным. Но сначала надо определить, какой именно оттенок вам необходим, так как для их воссоздания будет использоваться та или иная комбинация колеров.
Создаем светлый оттенок кожи:
- Подбор красок – нужно будет попробовать смешать несколько красок. Для того чтобы получить светлый цвет кожи, подготовьте такие цвета:
- Белый;
- Голубой;
- Желтый;
- Красный.
- Смешивание цветов – краски удобнее всего смешивать на специальной палитре. Если у вас нет такой, то подойдет любая другая рабочая поверхность. К примеру, можно использовать кусок плотного картона. Нанесите на палитру по капельке каждого цвета.
- Смешиваем все краски в равных количествах – при помощи кисти смешайте одинаковое количество синей, желтой и красной краски. Смешав три основных цвета, у вас получится темная основа – так и должно быть, потому как далее вы будете ее осветлять.
- Сравните оттенки – перед вашими глазами должен находиться оттенок, который вы хотели бы скопировать. Сравните получившуюся у вас основу с оттенком, которого вы хотите добиться. Если вы срисовываете с фото, то учитывайте его освещение.
- Осветление – если вам нужно добиться более светлого оттенка, то добавьте желтую и белую краску. С помощью желтой краски получиться более теплый оттенок, а благодаря белой – более холодный.
- Добавьте красную краску. Если у вас уже получился достаточно светлый тон, но еще нет реалистичного оттенка, то можно добавить чуть-чуть красной краски, но не слишком много, если только вы не стремитесь получить оттенок кожи, обгоревшей на солнце.
- Подкорректируйте цвет – снова сравните получившийся у вас цвет с тем, который вы хотите получить. Если оттенок получился слишком светлым, то можно добавить немножко синего и красного. Но, если оттенок слишком отличается от желаемого, что лучше смешать все заново.
Создаем средний оттенок кожи:
- Подбор красок нужных оттенков. Для того чтобы сделать цвет кожи среднего оттенка, следует смешать большее количество цветов. Подготовьте следующие краски:
- Желтый;
- Красный;
- Белый;
- Голубой;
- Натуральная сиена;
- Жженая умбра.
- Смешивание цветов — аналогично предыдущей инструкции, нанесите на палитру по капельке краски каждого цвета.
- Смешайте желтый и красный. Соединив одинаковое количество желтой и красной краски, вы получите оранжевый цвет.
- Добавьте синий цвет. Понемногу и постепенно добавьте в основу синюю краску. Если вы хотите получить более темный оттенок, то попробуйте добавить чуть-чуть черной краски.
- Сравните оттенки. Перед вами должен находиться тот оттенок кожи, который вам нужно скопировать. Сравните полученную вами основу с оттенком, который вы хотите получить.
- Добавьте краску красного цвета – красный подмешивают совсем понемногу. Лучше добавлять краску понемногу и постепенно, чтобы не пришлось переделывать основу.
- Создаем более темный оливковый цвет – смешайте равное количество натуральной сиены и жженой умбры. У вас должна получиться темная концентрированная смесь. Понемногу добавьте к основе нужное количество этой смеси.
Создаем темные оттенки кожи:
- Подбор красок нужных цветов – чтобы добиться действительно реалистичного оттенка, тут вам придется немного поэкспериментировать. Подготовьте следующие краски:
- Натуральная сиена;
- Жженая умбра;
- Красный;
- Желтый;
- Пурпурный.
- Смешивание цветов — все по тому же принципу, что и ранее.
- Делаем основу. Смешайте равное количество натуральной сиены и жженой умбры. Также смешайте равное количество желтой и красной краски. Затем понемногу добавляйте желто-красную смесь к первой смеси.
- Сравниваем оттенки – сравните полученную вами основу с тем оттенком, которого вам нужно добиться.
- Создаем темный оттенок кожи. Чтобы сделать цвет кожи более насыщенным и темным, можно добавить немного фиолетового цвета. Тут подойдет темно-фиолетовый, который можно получить путем смешивания темно-серого или черного с фиолетовым. Нужно смешивать до тех пор, пока вы не получите идеальный вариант.
- Создаем более светлый оттенок. Для того чтобы немного осветлить слишком темный цвет, вместо фиолетового используйте жженую умбру. Возьмите небольшое количество смеси и посмотрите, какой цвет у вас выйдет.
- Осветляем оттенок. Этого можно добиться, добавляя в основу оранжевый цвет. Оранжевый неплохо осветлит основу, придав ей естественности, в то время как белый может слишком сильно разбавить.
- Если вы добились желаемого результата, приступайте к рисованию.
Как сделать фиолетовый цвет при работе с красками разного типа
При смешивании таких красок, как акрил, гуашь, акварель или масло, от мастера требуется знание структуры каждого материала и основ совместимости оттенков по цветовому спектру. Иногда, искомый фиолетовый оттенок составить трудно. Например, чтобы добиться тона сочной фуксии, нужно знать, каким способом придать колеру яркость. Поэтому для каждого типа краски существуют правила смешивания, которых необходимо придерживаться.
Масляная краска
Масляная краска имеет жирную пастообразную структуру, образуя при высыхании эластичный плотный слой с устойчивым глянцевым блеском. Она привносит в живопись сочность и глубину оттенков.
Фиолетовые тона получаются путем смешивания в разных пропорциях базовых цветов с добавлением, при необходимости, черного или белого для придания им легкости или глубины.
Для получения фиолетового цвета в масляных красках используют:
Красные | Синие |
Краплак | Ультрамарин |
Краплак розовый | Кобальт |
Кадмий красный | Церулеум |
Кораллово-розовая | Небесно-голубая |
Киноварь | Берлинская лазурь |
Красный хинакридон | Королевская голубая |
Розовый хинакридон | Индантреновый |
Неаполитанская розовая | Голубая «ФЦ» |
Петербургская розовая | Хром-кобальт сине-зеленый |
Использование акриловой краски
Акрил имеет плотную, эластичную структуру и хорошую укрывистость. Разбавляется водой или специальным органическим средством. При высыхании дает ровную глянцевую поверхность, которая обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям, в том числе и влаге. Акрил не тускнеет и не трескается на протяжении долгого времени.
Узнать, какие краски смешать для получения фиолетового колера, можно из таблицы:
Красные | Синие |
Алая | Небесно-голубая |
Киноварь | Церулеум |
Кадмий красный | Кобальт |
Бордо | Ультрамарин светлый |
Карминовая | Голубая «ФЦ» |
Краплак | Индантреновый |
Розовая светлая | Бирюзовая |
Акварель
Сложнее получить чистый фиолетовый при работе с акварелью. Поскольку данная краска, имея прозрачную структуру, обильно разводится водой, добиться яркого оттенка непросто. Компенсируется этот недостаток художественной акварели широкой палитрой оттенков на основе базовых цветов, при смешивании которых получают искомый колер разной насыщенности и тональности. Иногда, чтобы получить нежные сиреневые полутона, художники подмешивают к акварели белую гуашь.
Для получения фиолетового в акварели используются:
Красные | Синие |
Алая | Ультрамарин |
Рубиновая | Церулеум |
Карминовая | Кобальт |
Киноварь | Берлинская лазурь |
Бордо | Лазурно-голубая |
Розовая | Лак синий |
Кадмий красный | Бирюзовая |
Краплак | Ярко-голубая |
Красный хинакридон | Индантреновый |
Смешивание гуашью
В отличии от акварели, гуашь имеет густую матовую структуру. Краска непрозрачная и обладает хорошей укрывистостью. При высыхании легко разводится небольшим количеством воды. Справиться с получением необходимого колера сможет даже ребенок. Как и в других случаях, нужно взять два основных цвета, при необходимости добавить в полученный немного белого или черного (в зависимости от того, какой нужен исходный оттенок — более темный или более светлый).
Какие цвета надо смешать для получения нужного оттенка, показано в таблице:
Красные | Синие |
Киноварь | Лазурь железная |
Алая | Ультрамарин |
Краплак | Кобальт |
Кармин | Бирюзовая |
Основные свойства акриловых красок
Акрил – достаточно современная краска. По сравнению с темперными или масляными красками, акриловые появились относительно недавно, в середине ХХ века! Но несмотря на это, многие художники уже успели его как следует изучить, и начали писать свои шедевры художественными акриловыми красками!
Акрил – это краска, состоящая из воды, пигмента и акриловой смолы. Она подходит для любых поверхностей: холста, дерева, стекла, керамики, ткани, металла, бетона и кирпича, обоев, картона и многих других. Согласитесь, довольно большой размах, по сравнению с другими красками!
Акрил – универсальная краска!
Кроме широты применения акриловые краски обладают рядом экологически полезных свойств для человека! Во-первых, они не имеют такого резкого запаха, как масляные краски. Водоэмульсионная акриловая краска для рисования практически не имеет запаха, что делает ее идеальной, для покраски стен, например, или работы над большим полотном.
А еще такую краску можно смело использовать в общественных местах, например, на больших мастер-классах, при работе с детьми и аллергиками
Богатая цветовая палитра, вот еще одно преимущество и очень важное свойство акрила! При таком огромном выборе цвета и оттенков у вас практически безграничные возможности – вы можете создать свой, неповторимый шедевр, воплотить самые интересные и яркие идеи!. У акриловых красок настоящее буйство цвета!
У акриловых красок настоящее буйство цвета!
Еще одно приятное свойство акриловых красок – это быстрота высыхания. Вам не нужно ждать по несколько дней, когда просохнет очередной слой краски, как например в случае с масляной живописью. Акрил высохнет за пару часов, а полностью часа за 4-5.
Это преимущество, когда вы, например, пишите картину на заказ и вам важны сроки сдачи произведения. Но есть и оборотная сторона, акрил быстро сохнет не только на холсте, но и на кисточках, руках и любых других поверхностях, с которыми вы работали.
Поэтому, чтобы долго не возиться с кистями, вам достаточно сразу промыть их водой и краска смоется. Разбавители и специальные очистители не понадобятся, так как акрил очень хорошо растворяется в воде.
Конечно, иногда так бывает, что акриловая краска дает трещину или выцветает. Но это происходит, скорее всего, из-за того, что краска изначально была дешевой и некачественной. Или у нее уже походил к концу срок годности.
Акрил может продаваться как в наборах, так и в отдельных тубах! Совсем как масло!
Именно поэтому, я всегда советую своим ученикам проверять краску и другие материалы для живописи перед покупкой. А лучше – сразу приобретать все самое необходимое в моем интернет магазине. Ведь там я лично выбираю все материалы, и ими же пользуюсь на своих курсах.
- Подходят для любых поверхностей;
- Практически без запаха;
- Огромный выбор цветовой палитры;
- Хорошо растворяются в воде;
- Устойчивы к внешним раздражителям (влаге, солнечному свету, перепадам температур).
Кому подходит
Мятный цвет универсален, поэтому его нередко выбирают и девушки, и парни
Однако очень важно сочетать такие оттенки с другими пастельными тонами. Это сделает вашу натуру более романтичной, нежной, чуткой и внимательной
Это интересно! Мятный цвет был невероятно популярен в 50-х и 90-х годах. Сейчас оттенки вновь возвращаются в наши жизни. Все тона более насыщенные и яркие, чем привычная мята.
Еще один интересный факт: цвет морской волны также напоминает мятные оттенки, но у всех тонов есть существенные различия. Такие оттенки, как селадон, имеют основные краски — зеленый и серый, а оттенки аквамарин содержат зеленый и голубой.
Мятный цвет необычайно тонкий и чувственный. Он создает неповторимую атмосферу и дарит уют в доме, делает любую дизайнерскую вещь приятной и гармоничной, а кондитерское изделие — аппетитным и освежающим. Благодаря этой статье вы узнали, как получить мятный цвет из красок. Достаточно лишь экспериментировать, не бояться добавить немного голубого или белого тона, чтобы получить уникальный и притягательный оттенок.
Мята – это цвет свежести, природной листвы и прохладного коктейля «Мохито». Его используют не только в одежде, но и в интерьере. Тяга к оттенкам подобного рода объяснима: наша жизнь стала динамичной, мы постоянно куда-то спешим, подвергаемся стрессам, волнуемся и раздражаемся.
А мятный цвет помогает расслабиться, успокаивает глазки, напоминает о нашей юности, весне и дарит ощущение легкости. Именно поэтому дизайнеры стали оформлять дома, квартиры и общественные заведения, используя «мяту». Уместен ли этот цвет в домашнем интерьере? Как его применять и сочетать? Об этом вы узнаете в нашей статье.
Как получить разные оттенки фиолетового
Фиолетовый имеет множество вариаций и производных.
Например, для получения пурпурного к базовому добавляют небольшое количество желтого, а при подмешивании капельки коричневого получается благородный баклажановый.
Оттенки фиолетового цвета: палитра, названия цветов
Как любой цвет в палитре, фиолетовый имеет светлые, яркие и темные оттенки, которые обладают своими характеристиками. В палитре «Пантон» зафиксировано 196 вариантов фиолетового, светлых — от бледно-лавандового до фиалкового, темных — от ирисового до черного винограда.
палитра «Пантон» К основным оттенкам фиолетового можно отнести следующие:
- сиреневый — разбавленный белилами фиолетовый цвет, получаемый из сочетания 2 базовых цветов в разных пропорциях (получил название от одноименного кустарника);
- ирисовый — яркий насыщенный цвет, названный в честь распространенного садового цветка;
- индиго — яркий синий с пурпурным отливом, получивший имя от растения Индигофера красильная, сухие листья которого используются для приготовления красящего пигмента;
- пурпурный — смесь красного и синего, разнообразие полутонов которой зависит от пропорций основных цветов, которые уходят в теплую или холодную палитру;
- лиловый — сильно разведенный с белилами пурпурный (с добавлением серого);
- баклажановый — сложный вариант темно-лилового с коричневатыми нотками, отображающий цвет кожицы спелого баклажана;
- черничный — глубокий и темный сине-фиолетовый тон, получивший название от лесной ягоды;
- лавандовый — нежный сиреневый полутон с легкими розовыми нотками, получивший название от одноименного цветка;
- сливовый — теплый матовый оттенок пурпурного, получивший название от одноименного фрукта;
- виноградный — темный насыщенный, близкий к черному тон, получивший название от черного винограда;
- аметистовый — умеренный пурпурный цвет, названный в честь одноименного полудрагоценного камня;
- глициновый — средне-светлый оттенок пурпурного, получивший имя от распространенного садового цветка — глицинии;
- фуксия — насыщенный пурпурный цвет, названный в честь цветка, родиной которого является Южная Америка;
- орхидея — розово-сиреневый полутон, получивший имя в честь одноименного цветка;
- ежевичный — холодный насыщенный оттенок (смесь приглушенного пурпурного с индиго), получивший название в честь лесной ягоды;
- фиалковый — тон, имеющий несколько градаций — от совсем бледных до ярких насыщенных тонов, названный в честь одноименного домашнего цветка.
Как сделать светло-фиолетовые оттенки
Инструкция по приготовлению светлых тонов:
- лавандовый получается при смешивании сиреневого с нежно-розовым;
- лиловый можно получить, добавив в насыщенный пурпурный белую краску;
- сиреневый получается путем смешивания базового фиолетового с титановыми белилами.
Как сделать темно-фиолетовые оттенки
Инструкция по приготовлению темных тонов:
- сливовый получается при смешении красного, синего, белого и черного;
- баклажановый получается при добавлении в приглушенный пурпурный коричневого и белого;
- черничный получается при смешивании яркого индиго с черным.
Использование насыщенных цветов в живописи
Верхний цветовой диапазон последних двух столетий настолько расширился за счет новых насыщенных и богатых оттенков, что живопись XX и XXI веков способна просто ослеплять, стимулировать мозговую активность. Представленная ниже картина в источниках образного ряда имеет очень насыщенные краски костюмов и яркие оттенки освещения. Все это оправдано стилистикой латиноамериканского танца. Использование современного цифрового монитора для просмотра позволило повысить интенсивность и насыщенность цветовой гаммы многократно. Так технический прогресс может улучшить то, что само по себе уже прекрасно.
Это интересно: Смывка старой краски своими руками (видео)
Как окрасить волосы двумя красками
Если ты решилась провести эксперимент по колористике, то процедура займет не больше времени, чем обычное окрашивание. Для этого тебе понадобятся:
- 2 емкости;
- 2 упаковки краски одного бренда;
- полиэтиленовые перчатки;
- кисть для окрашивания;
- жирный косметический крем;
- накидка на плечи.
Окрашивание проводи в несколько этапов:
- Нанеси крем на кожу, близко расположенную к росту волос. Так ты защитишь ее от окрашивания.
- Надень защитные перчатки, плечи накрой накидкой.
- Смешай ингредиенты первой упаковки в отдельной емкости. Используй при этом инструкцию производителя.
- Соедини компоненты второй упаковки также в отдельной емкости по инструкции.
- Содержимое двух емкостей соедини вместе. Размешай до однородности.
- Сразу же наноси раствор на волосы.
- Выдержи время по инструкции, затем смой краску и обработай ухаживающим бальзамом.
- Не забывай о том, что хранить раствор краски нельзя. Его нужно израсходовать сразу же. Остатки не оставляются до следующего раза. Хранить их нельзя. Строго выдерживай время окрашивания. Оно указано в инструкции. У красок одной фирмы близких тонов оно должно совпадать.
Если ты не уверена в конечном результате, то лучше обратиться к опытному колористу.
Чем разбавляют масляные краски?
На начальном этапе для разжижения краски рекомендуется применять разбавитель. Зачастую он состоит из одинаковых частей льняного масла и терпентина. В результате полученная смесь позволяет краске достаточно быстро сохнуть. Благодаря его использованию не слои краски не растрескиваются.
Разбавитель для масляных красок
Масло льна является одновременно составной частью масляных красок и разбавителем. Из-за воздействия воздуха оно окисляется, обеспечивая высыхание краски. Добавив льняного масла, можно достичь такого эффекта, при котором слои краски становятся более блестящими и прозрачными.
От количества масла, содержащегося в краске, зависит, как быстро она сможет высыхать. Во время высыхания льняное масло не испаряется, поэтому необходимо его добавлять в умеренном количестве.
Терпентин тоже способен разбавлять масляные краски, однако действует на них несколько иначе. В процессе высыхания он улетучивается, поэтому слой высохшей краски растрескивается. Это вещество применяется для более скорого высыхания красок. Помимо того, из-за разбавления терпентином масляная краска выглядит матовой.
Когда добавлять растворитель
До того, как нанести краску на поверхность холста, масляные краски нужно довести до определенной консистенции. Если сильнее разбавить краску, она будет более прозрачной, а рисунок и фактура холста станут явно проявляться.
Как правильно разбавить краски
Разбавить краски с помощью кисти очень легко: чистую кисточку опускают в растворитель, а затем переносят ее в краску на палитре. Круговым равномерным движением перемешивают краску и разбавитель до образования однородной консистенции. Это действие повторяют, пока не удастся достичь необходимой плотности краски.
Чтобы разбавить краски посредством мастихина, нужно проделать следующие действия: опустите кончик мастихина в разбавитель, а затем смешайте его с определенным цветом краски на палитре. В результате лезвие будет плоским шаром скользить по холсту. В случае, если краски растекаются, их нужно собирать ребром мастихина и перемешать до той консистенции, пока они не станут достаточно вязкими и однородными.
Применение масленок
Как правило, масленки сочетают вместе с разбавителем. Данные приспособления бывают как одинарными, так и двойными. Обычно в масленку первого типа наливается смесь терпентина и льняного масла. Второй тип используют для смеси и чистого терпентина. Оба вида разбавителей дают возможность достичь интересного эффекта в масляной живописи. Благодаря специальному зажиму масленки закрепляются к палитре.
Использование скипидара
С помощью скипидара также можно разбавить масляные краски, однако его все же не рекомендуют применять с этой целью. Это средство отлично подходит для очищения кистей, палитры и мастихина от красок. Необходимо помнить, что после высыхания масляная краска становится очень прочной, поэтому нельзя допускать, чтобы по окончании работ инструменты остались в краске. Для этого необходимо устранить все остатки краски с кисточек, палитры и мастихина.