Живопись по штукатурке: лучшие средневековые традиции в условиях современного мира

Альсекко

У фресок есть альтернатива – альсекко или попросту живопись по сухой штукатурке. Несмотря на то, что подобная декоративная роспись кажется более простой (например, не требует срочности), придумана она позже. Преимущества этого подхода таковы:

  • результат отличается повышенной долговечностью;
  • долго не выцветает и не выгорает;
  • применима даже с внешней стороны здания;
  • живопись по сухой штукатурке хороша еще и своей экологичностью. Краски делаются на основе воды, извести, сырых яиц, то есть не содержат вредной химии и совершенно безопасны.

Но есть и определенные недостатки. Выполнить такую декоративную роспись может только профессиональный художник – конечно, если не хотите из-за мелких ошибок заново штукатурить стену. В этой ситуации можно не спешить, тщательно выписывая детали, поэтому можете себе представить, сколько это стоит, и во сколько обойдется любая помарка, заставляющая начинать сначала не только рисунок, но и нанесение на стену штукатурки. Выполнять такое своими руками крайне не рекомендуется, разве что сомнений в собственной технике нет.

Учтите, что хорошо отрисованную дорогую отделку будет жалко снимать, если комната вдруг изменит свое назначение.

Видео: мастер-класс по созданию росписи по высохшей декоративной штукатурке

Подготовка стен

Живопись по сухой штукатурке тоже предполагает первоначальное оштукатуривание по неровной поверхности, избавленной от старой отделки. Некоторые специалисты советуют добавлять в штукатурку мелкие частицы камня, кирпича, соломы. Зачастую штукатурка наносится в несколько слоев (от двух до семи), перемежаясь со слоями грунтовки. Сколько бы ни было слоев, следующий наносится только после того, как высохнет предыдущий слой и грунтовка на нем. Декоративная роспись также выполняется поверх грунтовки, нанесенной на полностью высохшую поверхность.

Перед нанесением росписи высохшую штукатурку нужно загрунтовать

Объемные шедевры

Сухая штукатурка не обязательно должна быть ровной – можно создавать объемные фигуры из нее, которые затем расписываются в разные цвета. Для начала на стену карандашом наносятся предполагаемые контуры, по которым затем накладывается дополнительная штукатурка

Обратите внимание, что разница между слоями не должна быть большей нескольких миллиметров, иначе ни одна штукатурка этого не выдержит. После того, как объемные очертания высохли и были загрунтованы, можно начинать разукрашивание

Начинать следует с фона, в последнюю очередь закрашиваются те детали, которые наиболее выступают.

Видео: мастер-класс по созданию объемных картин из штукатурки

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Технология изготовления декоративной штукатурки

Сама технология

фрески основана на естественном свойстве извести при высыхании превращаться из жидкого вещества в коллоидно-кристаллическое. Тем самым известь впитывает в себя краски и обеспечивает их долговечность.

Основой штукатурки для написания фресок является известь

Поэтому ее важно подбирать самого высокого качества

Известь для штукатурки «гасится» обычной водой. В емкость нужно налить воду, после чего постепенно всыпать туда известь

Действовать нужно осторожно. Известь имеет свойство нагреваться при «гашении»

После того, как известь «загашена» ей нужно дать настояться в воде как можно дольше. В идеале она должна настаиваться год, но при отсутствии достаточного времени, допускаются отклонения от этого срока.

После того, как известь подготовлена в нее добавляются наполнители. Для штукатурки под сырую роспись применяют следующие наполнители:

  • кирпичная крошка или иначе — мелкий «бой кирпича». Такой наполнитель за счет свойств кирпича позволяет медленнее высыхать, что незаменимо для росписи по сырой штукатурке. Помимо этого, сам замедленный процесс высыхания позволяет краскам проникать глубже к основанию.
  • речной песок. Из-за разноразмерности речной песок обеспечивает максимальную плотность штукатурки, что делает ее наиболее прочной после высыхания.
  • льняное волокно или рубленая пенька. Придают штукатурке дополнительную эластичность. Благодаря этому штукатурка становится более устойчивой к небольшим деформациям.

Наполнитель добавляется к уже подготовленной настоявшейся извести. Вся масса тщательно перемешивается до однородности.

Посмотрите примеры использования фресок на стенах в интерьере квартиры или дома (кликайте по фото для слайд-шоу):

Заходя в храм или просматривая фильмы, действие которых происходит в Греции, Италии или другой стране, известной своей древней историей, поневоле взгляд задерживается на украшающих стены рисунках. Такая живопись по сырой штукатурке, выполненная водяными красками, называется фреской. Это слово переводится с итальянского как «сырой». Сегодня такой способ декорирования вновь обрел популярность. Он позволяет придать дому уникальный вид, причем как снаружи, так и изнутри здания.

Конечно, чтобы создать роспись требуется художественный вкус, умение работать с красками, знание особенностей работы со штукатуркой. Поэтому выполнить роспись самостоятельно под силу далеко не каждому даже опытному художнику. Тогда зачем разбираться в особенностях настенной живописи, если выполнять ее будет специалист?

Знание процесса подготовки стен и нанесения рисунка поможет избежать неприятностей с осыпающейся штукатуркой, тусклыми красками. Если мастер утверждает, что такая отделка недолговечна, то он просто не знает, как правильно ее наносить, и стоит отказаться от его услуг.

Как подготовить стены к нанесению росписи

Любые отделочные работы начинаются с качественной подготовки основания.

В таблице представлены основные этапы этого процесса:

№ п/п Наименование операции Порядок проведения 1 Удаление старого покрытия

Удаляются все отделочные материалы, снимается старая штукатурка.

Совет: Если на некоторых участках слой держится очень прочно, его можно не снимать.

Поверхность обметается веником от пыли и строительного мусора.

2 Нанесение насечек

  • Вся поверхность стены перфоратором с насадкой-долотом или старым топором покрывается неглубокими насечками, глубиной до 8 миллиметров.
  • На один квадратный метр площади количество насечек должно быть до 120 штук.
  • Со стены убирается пыль.

3 Выполнение грунтовки Для обеспечения максимальной адгезии штукатурки к стене, поверхность грунтуется двумя-тремя слоями проникающего состава (см. Грунтовка стен и все по этому вопросу). 4 Штукатурка основания

  • Сверху огрунтованной и увлажненной поверхности наносится базовый слой штукатурной смеси, предназначенной для чернового выравнивания, имеющихся на стене дефектов.
  • Покрытие хорошо просушивается.
  • Наносятся остальные слои, служащие основной для создания росписи.

Как подготовить раствор

Секретом мастеров фресок является приготовление раствора для ошкатуривания поверхностей. Выполняя живопись на стенах, штукатурка, вернее пропорции ее компоненотов подбираются самостоятельно, универсального варианта нет: разные составы смесей имеют свои плюсы и минусы.

Однако некоторые рекомендации, проверенные на практике, существуют.

Ими можно воспользоваться:

  • Основа раствора для штукатурки — известь (см. Готовим сами раствор для штукатурки известковый). С улучшением ее качества, увеличивается прочность материала, тем на него лучше ляжет краска. Приобретается максимально чистая и свежая строительная известь, независимо от ее стоимости.
  • Известь гасится чистой водой и оставляется примерно на 15 дней, что хначительно улучшит ее свойства.
  • Добавляется песок крупной фракции или смесь его с кирпичной крошкой, что предпочтительней, которые будут служить наполнителем.

Совет: При нанесении фрески на улице, песок способен обеспечить ей нужный запас прочности. В этом случае следует количество кирпичной крошки в смеси снизить до минимума.

Добавляется пенька, предварительно мелко нарубленая, или волокно целлюлозы, что повышает эластичность состава и защищает его от растрескивания в смесь.

Нанесение штукатурки на стену

Состав готовится прямо перед началом выполнения работ по оштукатуриванию, а затем росписи.

Примерные пропорции смеси:

Базовый слой:

одна часть известкового теста;
три части наполнителя.

Лицевой слой:
одна часть известкового теста;
2,2 части наполнителя.

При необходимости нанесения состава более двух слоев для лицевого покрытия берется более жирный раствор, в нем соотношение компонентов составляет 1 : 1,8.

Как наносится штукатурка

Инструкция, по которой выполняется роспись по сырой штукатурке, называется иначе

фресковой росписью, предполагает такую последовательность выполнения всех операций:

  • Подготовленная поверхность увлажняется, не менее чем за 24 часа до начала работ.
  • Увлажнение повторяется за 90 минут до начала процесса оштукатуривания.
  • Набрасывается на поверхность первый слой до восьми миллиметров толщиной. Раствор равномерно распределяется по стене теркой для штукатурки без лишнего разглаживания.
  • Наносятся волнистые линии до двух миллиметров глубиной с шагом до 40 миллиметров. Эти борозды будут формировать рельеф, который обеспечит максимальную адгезию штукатурных слояв.
  • Первый слой сушится не менее 12 суток.
  • Поверхность увлажняется, пока она полностью не будет насыщена жидкостью.
  • Наносится второй слой, который будет промежуточным.
  • Если на поверхностях базовых слоев появился белесый налет, его необходимо счистить, а стену повторно увлажнить. В противном случае нарушится адгезия штукатурного основания, что со временем приведет к расслоению фрески.
  • После высыхания всех предварительных слоев штукатурки, последний увлажняется и наносится лицевой раствор. Из-за быстрого высыхания укладывать его следует небольшими участками, выполняя параллельно роспись на стене.

Некоторые нюансы росписи стен

Заранее нужно подготовить все необходимо для росписи стены:

  • Эскиз изображения.
  • На водной основе акриловые краски.
  • Инструменты.

Работа выполняется в такой последовательности:

После выравнивания штукатурки, с помощью иглы контуры с эскиза «перекалываются» на основание. Основные линии лучше наметить острым кончиком карандаша или шилом, как на фото.

Мягкими широкими кисточками наносятся разведенные водой краски, соблюдая определенную последовательность:

  1. укладываются светлые оттенки;
  2. средние тона;
  3. темные цвета.
  • Мазки наносятся легкими движениями, таким образом чтобы кисточка не «счищала» со стены подсыхающий известковый состав. При появлении в краске белесых разводов, кисть необходимо тщательно промыть и снизить при работе нажим на инструмент.
  • Прорисовка повторяется, но в обратной последовательности:
  1. укладывается темная краска;
  2. средние цвета;
  3. светлые оттенки.

Это позволит создавать между оттенками плавные переходы. А на участках где светлая краска уже впиталась в основание, можно будет повторить высветление, что сделает картину более контрастной.

  • По окончании росписи участка, края, незаполненные штукатуркой, аккуратно срезаеются шпателем и ножом, чтобы формировался внешний скос, на который накладывается снова гипсовый раствор и заглаживается, пока не исчезнет шов.
  • Операции по росписи снова повторяются.

Самым сложным является финальный этап работ: нельзя трогать фреску примерно нам 10 суток. Это связано с тем, что при высыхании штукатурки впитывание краски происходит неравномерно, что может непредсказуемо изменять оттенки изображения.

Нанести красками рисунок на сырой штукатурке – достаточно сложная техника, освоить ее на должном уровне под силу далеко не каждому художнику.

Но при большом желании и наличии художественного вкуса можно попробовать, а видео в этой статье и некоторые рекомендации помогут на первых этапах.

Художественная роспись стен краской по сырой штукатурке известна уже более трех тысяч лет: художники из Египта первыми стали наносить фрески на стены храмов и дворцов, а затем этот способ украшения интерьера распространился по всему миру. Уникальности и уюта интерьеру такая роспись может добавить и в частном доме.

Техника настенной живописи красками по сырой штукатурке

Сегодня роспись по сырой штукатурке пользуется популярностью везде. Очень часто ее можно увидеть в публичных местах, например, в кафе, ресторанах. Кому-то нравится оформлять ею свое рабочее помещение.

Но, конечно, и в квартирах фрески входят в интерьер, украшая одну главную стену, но создавая общий вид для всей комнаты. Но как же выполняется живопись по мокрой штукатурке?

То, что продается в декоративных лавочках — печать. Настенная штукатурка мочится и мастер, не дожидаясь ее высыхания, начинает наносить на нее рисунок-картину, чтобы краски сами собой расплывались, давали очень легкий, пастельный оттенок.

Но цвета накладываются в определенном порядке, чтобы оттенок в будущем хорошо лег.

Сначала наносится светлый тон (бежевый, светло-розовый), служащий приятной основой для глаз. Следом идут более темные цвета и яркие акценты.

Недостатки росписи стенной живописи по сырой штукатурке

Конкретных недостатков у фрески, которые будут связаны с быстрой порчей, смазыванием или отколупывающимися кусочками декоративной извести от стенки — нет.

Из конкретных минусов можно назвать долгое выполнение самой работы, хотя по сравнению с альсекко она выполняется быстрее и вообще рисовать по сырому холсту всегда легче, линии получаются более уверенные и видимые глазу.

Стенная живопись по сырой штукатурке — дорогое удовольствие. Заказать ее у мастера — не дешево, но оно того стоит.

Картины получаются уникальные, т.к. рисуются вручную, без всяких современных технологий, только карандаш и краски с кисточкой.

Сложность работы исключает то, чтобы за нее брался не профессионал или новичок.

Но для тех людей, кому нечего терять, разрисовывая старую стенку — можно попробовать, потренироваться.

Но техника росписи по сырому полотну действительно в конце получается очень красивой и яркой. 

Как подготовить поверхность стены к работе художника

Подготовка настенного полотна для рисования должна осуществляться на последнем этапе ремонта, если вы его делаете, и когда все пыльные работы остались позади.

Важную роль играет состав штукатурной массы, на которую будет наноситься картина.

Она должна быть изготовлена из высококачественной извести, которая прекрасна будет гаситься, т.е. застывать во взаимодействии с водой. Так краски не потекут.

Также в составе должна присутствовать кирпичная крошка. Она поможет долгое время удерживать воду, не давая ей высыхать.

Какой должна быть сама стена? Здесь вы уже сами решаете. Кто-то предпочитает рисовать на абсолютно ровной поверхности, без единого углубления или неровностей.

Все печатные фрески, продающиеся в магазинах, делаются на полимерной штукатурке.

Вы же будете рисовать на известковой, которая долго сохнет и имеет отличную адгезию (сцепление) с водой — в этом и есть ее смысл. Пока она сохнет — вы ее будете разрисовывать.

Тот, кто решил изобразить композицию на голом кирпиче, обязательно должен промазать стыки между строительным материалом, иначе в будущем краски просто потрескаются и опадут.

А кто-то специально формирует с помощью декоративки небольшие неровности, обуславливая это хорошей адгезией рабочего материала с водой.

К тому же, работа на стене будет выглядеть более объемной. 

Перед тем, как сделать первые мазки — полотно несколько раз увлажняется, ведь вся техника заключается в нанесении краски на сырую штукатурку.

Иногда для полного промокания требуется нанести 3 слоя водяного раствора.

Пока стенное полотно сырое, краска будет становиться с ним единым целым, что в конечном счете повлияет на ее долговечность.

Именно благодаря этому такой вид живописи сохранился по всему миру.

Если штукатурная известь начала подсыхать во время нанесения — берется губка с водой (или спрей) и поверхность смачивается несколько раз. Главное — не задеть уже прорисованные места, чтобы палитра не потекла.

Известковая штукатурная смесь имеет приятный светло-бежевый оттенок.

Поэтому все светлые части рисунка просто остаются незакрашенными.

После конца в работе, прорисовки каждой части, растяжки цвета — художники переходят к нанесению защитного покрытия.

К этому этапу нужно относиться серьезно. Покрывается она натуральным пчелиным воском или финиш лаком для декоративки.

Но с лаком работать сложнее. Из-за неопытности свою картину можно просто испортить, т.к. бывают типы лаков, которые просто белят поверхность.

В самом конце работы нанесенный портрет (картина) посветлеет, это связано с высыханием воды и из-за извести в составе декоративки.

Технология выполнения фресковой росписи старого образца

Дело в том, что фреска как вид искусства уже очень давно не используется в отделке в своем классическом проявлении, вместо нее стали модными так называемые «декоративные штукатурки».

Преимущество их заключалось в том, что они не требовали особой квалификации мастеров и больших затрат времени.

Это связано с трудоемкостью ее исполнения, начиная с подготовки и заканчивая конечными этапами росписи.

Можно выделить такой перечень этапов росписи:

  • подготовка поверхности;
  • перенос контуров рисунка на поверхность;
  • заготовка составов красок;
  • раскраска («разделка») участков рисунка и фона;
  • детальная роспись (роспись мелких деталей, теней, бликов).

Важным моментом среди этого всего является то, что на всех этапах росписи поверхность должна быть сырой, то есть, поверхности штукатурки не дают высыхать, оберегая ее от сушки солнцем, сквозняком и т. д., занавешивают ее влажной мешковиной после окончания рабочего дня. Итак, поговорим далее о том, как нарисовать фреску, а конкретнее – как нарисовать фреску на стене.

Подготовка поверхности под фресковую роспись старого образца заключается в том, чтобы по средствам известкового штукатурного раствора выровнять стены и выгладить их практически до идеала (высококачественной штукатурки с отклонениями по плоскости до 2 мм/2 м). После выравнивания стен идет их выглаживание с помощью просеянного известкового молока, что называется безпесчаной накрывкой штукатурки.

Перенос контуров рисунка на поверхность выполняется по средствам так называемого «картона» или фресковой карты.

Для его производства берется оригинал рисунка в полный размер (как правило, состоящий из многих листов, так как рисунок большой), и переносятся основные контуры на копирку, после чего по этим контурам шилом делаются проколы.

Готовое полотно с проколотыми контурами прислоняют к поверхности, и с помощью прижимания ватным тампоном с угольной пылью, перебивают по проколотым отверстиям контуры.

Заготовка составов красок происходит заранее, перед тем, как рисовать фрески. Для этого альфрейщик (мастер по фресковой живописи) берет оригинал в цвете и затирает определенные пигменты на воде, получая различной, необходимой тональности/цвета краски.

Готовые смеси разливают по герметичным емкостям, обозначая каждый основной цвет номером, номер проставляется и на участках контуров.

Сами пигменты являются натуральными/искусственными щелчестойкими составами, а затираются они исключительно на воде, просеянные через сито № 0.071 и 0.06 с 6400 и 10000 отв./см2 соответственно, в пропорции 1:3.

Разделка участков рисунка – это первый этап росписи, который подразумевает раскраску основными цветами участков, отбитых контурами на поверхности.

Для этого берут краску и мягкими кистями (чтобы не повредить сырую штукатурку) раскрашивают, сначала наибольшие участки, потом меньшие по убыванию.

Важным в этом процессе является то, что начатый участок нужно за раз раскрасить, исключая перерывы; кроме того, нужно работу выполнять упорядоченно и полосами, если участки очень большие (чтоб не допустить нахлестов в результате схватывания краски).

Детальная роспись участков выполняется поверх разделки; сутью ее является нанесение мелких деталей, бликов, теней, текстур и т. д.

Берутся для этого опять-таки мягкие кисти (беличьи или колонковые). Как и в случае с разделкой, каждый элемент должен наноситься без перерывов; работа такова, что исключается возможность исправления, так что работать нужно аккуратно и безукоризненно.

Что касается теней и бликов, то в фресковой живописи их бывает по 3-4 тональности каждой, то есть тень бывает глубокой, средней и мелкой. То же самое и со световыми эффектами, осветлений бывает несколько тональностей.

Существует и другая разновидность фрески – «фреска а секко», сутью которой является роспись по сухой штукатурке (от итал. Secco – сухой) теми же пигментами, затертыми на воде с примесью известкового молока.

Технология практически та же, однако, после высыхания штукатурки, ее увлажняют водой и грунтуют составом ивесть-кипелка 1-го сорта (MgO2 не больше 3%) – 1; вода – 9. Грунтовку опять-таки увлажняют водой перед началом росписи.

Единственным преимуществом данного вида фрески является то, что есть возможность вносить корректировки и другие исправления, для этого соответствующий участок увлажняют, наносят грунтовку и заново расписывают. При этом стоит заметить, что такая фреска имеет более тусклые, разбеленные цвета (по причине наличия извести в составе красок), а также менее долговечная, нежели сырая фреска.

Особенности живописи по штукатурке

Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется фреской. При создании фресок ранее художники использовали краски с добавлением в них клея или казеина, что значительно увеличивало их срок хранения.

Особенностями создания фресок являются:

  • Краска впитывается слоем штукатурки, а кисточка должна легко скользить по этой штукатурке.
  • Скатывание краски или оставление полос, указывает на уже высохшую штукатурку, которая перестала впитывать краску, что позволит создать фреску.
  • Эту «бракованную» часть стены нужно удалить и нанести новый штукатурный слой.
  • Работы могут быть продолжены.

Роспись по штукатурке часто используется при декорировании помещений.

Достоинствами художественной росписи являются:

  • Создаваемая на стене композиция становится уникальной и неповторимой в своем роде.
  • Она может украшать стены абсолютно разными композициями, это могут быть:

простые орнаменты;
сложные пейзажные панно.

Рисунками на стенах подчеркивается любой интерьер помещения.

Самым большим недостатком художественной росписи стен по штукатурке является необходимость наличия у человека художественного таланта.

Помимо этого к недостаткам покрытия относятся:

  • Рисунок по сырой штукатурке сложно нанести самостоятельно.
  • Нужно уметь рисовать.
  • Цена работ при привлечении специалистов может быть достаточно большой.
  • Необходимо, чтобы скорость выполнения работ была высокой.
  • Нужна тщательная подготовка поверхностей под роспись.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Живопись по штукатурке имеет следующие особенности, при выполнении работ:

Живописная штукатурка для сырых помещений – это сложный и очень длительный процесс, требующий контроля при его выполнении приглашенным специалистом.

Совет: Перед нанесением изображения на стену, следует нарисовать на ней эскиз с контурами желаемого рисунка, а затем кисточками наносятся водорастворимые краски

  • Обрисовка набросков на стене начинается с прорисовкой контуров участков с наличием на них красок темного цвета.
  • Техника живописи по сырой штукатурке требует наличия достаточно влажной основы. Определить это можно таким образом: при появлении на поверхности разводов после кисти, это место штукатурки очищается шпателем и снова покрывается новым составом.

Своеобразное впитывание пигмента краски известью или какими-либо другими компонентами штукатурки, позволяет после высыхания картины приобрести ей характерную глубину.

Совет: При желании выполнить фреску самому, но есть сомнения сделать роспись качественно и достаточно быстро, нужно попробовать свои силы на маленьком участке влажной штукатурки или на сухой поверхности.

Проблемы философии средневековья

Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес

Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы

Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.
Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос — чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.
Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.
Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.
История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.
Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).

История техники

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен. В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий